Беллотто

Беллотто
, Бернардо (Bellotto, Bernardo), прозв. Каналетто (Canaletto) 1720, Венеция — 1780, Варшава. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Венецианская школа. Ученик своего дяди А. Канале (известного как Каналетто). Работал в Италии (Венеции, Риме, Флоренции, Турине, Вероне), а также в Дрездене (1747—1759), Вене (1759—1760), Мюнхене (1761), снова в Дрездене (1762—1767), после краткого пребывания в Петербурге с 1768 до конца жизни жил и работал в Варшаве. Мастер ведуты. Манеру живописи и прозвище унаследовал от А. Канале, с произведениями которого часто путали работы Беллотто. Однако уже в ранних картинах, выполненных в Риме (Пьяцца Навона, 1740—1745, Нант, Художественный музей; Вид Капитолия, 1740—1745, Парма, Нац. галерея) и Турине (Старый мост через реку По в Турине, 1745, Турин, галерея Сабауда), заметны черты, позволяющие говорить о том, что художнику удалось создать свой тип ведуты. Как и А. Канале, с помощью камеры-обскуры Беллотто передает характер изображаемой местности с топографической точностью. Но венецианская декоративная красочность картин А. Канале сменяется у Беллотто более педантичным, описательным воспроизведением действительности. Плотная, пастозная манера письма придает материальность объемам зданий, древесных крон, фигур людей. Большие картины-панно Беллотто свидетельствуют о стремлении художника к максимальной объективности, при которой, однако, утрачивается очарование легкой кисти и праздничности цвета, присущее ведутам А. Канале. С 1747 Беллотто работает в Дрездене при дворе курфюрста Саксонии Августа III. По заказу Г. Брюля, министра саксонского короля, в 1747—1755 художником была написана серия архитектурных пейзажей с видами Дрездена и Пирны. В ведутах Пирна с правого берега Эльбы, Цвингер в Дрездене (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Вид Пирны от крепости Зонненштейн (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) в перспективном построении усиливается четкость и строгость планов. Панорамы городов открываются издалека от поросшего зеленью противоположного берега реки, но объемы зданий легко читаемы, словно отграничены от неба и зеркальной глади реки. Рационально выстроено и пространство площадей немецких городов в ведутах Рыночная площадь в Пирне (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Площадь Нового рынка в Дрездене (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Беллотто выбирает момент освещения, когда особенно четко выявлены контрасты света и тени и границы пятен холодного светлого и почти черного цветов в замкнутой перспективе площадей создают впечатление резкой пластической определенности освещенных и затененных зон. Благодаря деятельности Беллотто при европейских дворах в Дрездене, Мюнхене, Вене, где он писал виды городов, усадеб с парками, предместий, традиции венецианской ведуты получили известность. В 1759 он был приглашен императрицей Марией Терезией в Вену, выезжал для выполнения заказов при баварском дворе в Мюнхен (1761), а с 1768 постоянно работал в Варшаве в качестве придворного художника короля Станислава Августа Понятовского. В Польше Беллотто были созданы виды Варшавы, дворца и живописного парка в Вилланове, замков на берегу Вислы. В произведениях 1760-х — Площадь Бернардинцев (1767), Церковь кармелиток и дворец Радзивиллов (1767), Вид на Вилланов с юга (1760-е), Реконструкция королевского дворца (1767, все — Варшава, Королевский дворец) — стаффажные фигурки приобретают большую характерность, привнося элемент жанровости в архитектурные виды. В созданных по воспоминаниям ведутах итальянских городов конца 1760-х (Вид Форума, 1769; Площадь Ротонды в Риме. Пантеон, 1769, обе — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) с предельной четкостью выстроенная перспективная композиция и резкие светотеневые контрасты акцентируют пластику древних античных построек. В обращении художника к подобным сюжетам проявились антикизирующие вкусы времени. Беллотто известен также как прекрасный рисовальщик и гравер. В графических видах европейских городов художнику в большей степени, чем в живописи, удалось раскрыть новые возможности венецианского пейзажа XVIII в. в освоении передачи пленэра.
Лит.: Федотова Е. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Pignatti T. Gli inizi di Bernardo Bellotto // Arte Veneta, 1966, Anno XX. P. 218—229; Europaische Veduten des Bernardo Bellotto, genannt Canaletto. Ausstellung. Essen, 1966; Pizzi A. La Varsawia di Bellotto. Venezia, 1990; Bellotto Bernardo. Verona e le citta europee. Catalogo della mostra, a cura di S. Martinelli. Milano, 1990.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Беллотто" в других словарях:

  • Беллотто — Беллотто, Бернардо Бернардо Беллотто Имя при рождении: Bernardo Francesco Paolo Ernesto Bellotto Дата рождения …   Википедия

  • Беллотто — (Bellotto)         Бернарде (30.1.1720, Венеция, 17.11.1780, Варшава), итальянский живописец и офортист. Племянник и ученик А. Каналетто, унаследовал его прозвище. В 1747 67 работал в Дрездене, Вене и Мюнхене, с 1767 в Варшаве. Мастер ведуты… …   Большая советская энциклопедия

  • Беллотто Бернарде — Беллотто (Bellotto) Бернарде (30.1.1720, Венеция, ‒ 17.11.1780, Варшава), итальянский живописец и офортист. Племянник и ученик А. Каналетто, унаследовал его прозвище. В 1747‒67 работал в Дрездене, Вене и Мюнхене, с 1767 в Варшаве. Мастер ведуты ‒ …   Большая советская энциклопедия

  • Беллотто Бернардо —         (Bellotto) (1720 1780), итальянский живописец и офортист. Племянник и ученик А. Каналетто. Мастер ведуты документально точного архитектурного пейзажа. Автор серебристых по колориту, несколько сухих по рисунку видов Венеции, Дрездена,… …   Художественная энциклопедия

  • БЕЛЛОТТО (Bellotto) Бернардо — (1720 80) итальянский живописец, офортист. Представитель венецианской школы. Мастер ведуты документально точного архитектурного пейзажа (виды Венеции, Дрездена, Варшавы) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Беллотто, Бернардо — Бернардо Беллотто Имя …   Википедия

  • Беллотто Бернардо — (Bellotto) (1720 1780), итальянский живописец, офортист. Представитель венецианской школы. Мастер ведуты  документально точного архитектурного пейзажа (виды Венеции, Дрездена, Варшавы). * * * БЕЛЛОТТО Бернардо БЕЛЛОТТО (Bellotto) Бернардо (1720… …   Энциклопедический словарь

  • Беллотто — Бернард (Belloto, названный Каналетто) итальянский живописец пейзажист, род. в Венеции в 1720, ум. в Варшаве 1780 г. Около 1740 года отправился в Рим, чтобы там учиться, затем путешествовал по Италии и Германии и поселился в Мюнхене, где работал… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Беллотто Б. — …   Википедия

  • Беллотто Б. — БЕЛЛÓТТО (Bellotto) Бернардо (1720–1780), итал. живописец, офортист венецианской школы. Племянник и ученик А. Каналетто. Мастер ведуты – документально точного архит. пейзажа (виды Венеции, Дрездена, Варшавы) …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»